Мало кто пишет сейчас о журналистике конца прошлого века, как и мало тех, кто пытается сопоставить прошлый период развития профессии с сегодняшним.

Мне захотелось восполнить этот пробел и написать свою точку зрения, рассказать о том, что происходило и происходит в журналистике в современной России. И главное, что мне хочется отметить (перед тем как вы прочтете статью) – мы живем в удивительное время!


Журналистика 90-х

Журналистика 3.0 - Влад Листьев

Заниматься журналистикой в период с 1991 по 2000 годы было ужасно интересно и, к сожалению, очень опасно. Именно такое сочетание награждало эту профессию в России романтизмом. Как на телевидении, так и в периодических изданиях жанры стали существенно перерождаться.

Безусловно у журналистов этой волны существовала преемственность – она заключалась в неоспоримом чувстве справедливости. Но когда к этому добавились свобода и вдохновение, получилась очень гремучая смесь (во всех смыслах).

Спустя года станет ясно, что эта «смесь» не только возродит журналистику в России, но и погубит тех, кто её возродил, к сожалению: Влад Листьев, Анна Политковская, Юрий Щекочихин.

В моей дипломной работе посвященной гибели российских журналистов насчитывалось около 200 погибших за данный период: примерно 20 журналистов в год. Это был светлый и одновременно темный период для СМИ в России.


Вторая волна журналистики в России

Журналистика 3.0 - Лента ру

С 2000 по 2015 в журналистику пришло новое поколение. По моим оценкам (я могу ошибаться) ярких талантов в профессии мы за этот период не увидели. Это закономерно и естественно, потому что начался «отток кадров» связанный с новым вызовом времени.

Востребованность журналистики в той форме в которой она существовала в 90-х полностью погасла, а новая волна журналистов так и не образовалась. И дело не в рыночных отношениях, которые расставили все на свои места, а в том, что новая волна журналистов не искала истину, а хотела славы.

Но стоит отметить, что образ тщеславного журналиста стал зарождаться еще в конце 90-х благодаря Сергею Доренко, Александру Невзорову и другим. Разница лишь в том, что они в свое время уповались первыми ростками свободы слова, тогда как мы (те, кто учился на журналистов в период с 2000 по 2015) уже находились под загромождением информационного изобилия.

Поэтому все, кто был вдохновлен романтизмом профессии и жутко обломан реальностью, отправились протирать штаны в отделы маркетинга и PR. И как показала практика – это пошло на пользу.


И наконец – Журналистика 3.0

Журналистика 3.0 - Юрий Дудь

Сегодня мы с вами можем наблюдать новый период журналистики. С 2016 по 2020-е в России будет активно развиваться интернет-журналистика. Мы с вами застали удивительное время возможностей, когда каждый может стать главным редактором своего канала или печатного издания.

И да, это время непрофессиональная журналистика. Думаю, через 20 лет мы будем вспоминать этот период, как в 2000-х наши педагоги вспоминали 90-е.

История имеет свойство повторяться, но каждый раз перерождаться по-особенному. По силе воздействия YouTube и Instagram не уступают телевидению, а для определенной целевой аудитории эти платформы стали основным источником информации. Facebook, Вконтакте переняли на себя функции мессенджеров и рассматривать их как актуальные платформы уже нельзя.

Вконтакте сегодня становится ЖЖ (если кто-то еще помнит что это). Не раз слышал мнение о возрождении Twitter в России, но предпосылок к этому все-таки нет. Periscope, Vimeo, Tumblr, Google+ – остались не востребованы. Одноклассники – отдельная, сложная (и малоподвижная) история.

Личные блоги под собственными доменами – это еще одна отличная идея.

Как и все мои одногруппники с журфака, после диплома мы все окунулись в рынок. Кто-то ушел в свободное плавание на фриланс, а кто-то вернулся на прежнее место работы, получив диплом как своего рода сертификат о повышении квалификации. Я на тот момент для себя принял решение не идти в журналистику и полностью уйти в маркетинг, пытаясь создавать ценность для клиентов.


Мое маленькое издание

В конце 2016 года параллельно всем своим делам я начал вести блог ermakovandrey.ru. Решил публиковать там все новости связанные с социальной сетью Instagram. Было страшно, непонятно, но все-таки интересно.

Сайт медленно стал индексироваться в поисковиках и благодаря аналитике я стал видеть своих первых читателей, словно людей заходящих в зал ко мне на лекцию: 18-25 лет, пользователи мобильных устройств, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга.

Спустя 2 года аудитория выросла, сегодня ежемесячно мой блог читает более 60 000 уникальных пользователей. Для московского издательства газеты в 90-х это, конечно, слишком маленький объем читателей, но по региональным меркам – это не плохо (для примера, население города Ржев в 2018 году составляет 59 804 человека).

Безусловно это не армия моих фанатов. Почти все читатели моего блога являются людьми, которые ищут решения конкретной проблемы. Им важно прочесть лишь одну статью или серию статей, но по конкретной теме. Но это и есть ключ от сегодняшней реальности.

Наш современник, да и мы с вами, оставаясь в изобилии информации ищем уникальных экспертов разбирающихся лишь в одном вопросе.

Помимо всего прочего у меня в управлении сегодня есть целая сеть аккаунтов Instagram, общая аудитория которой составляет почти 800 000 подписчиков. Но это, пожалуй, тема для отдельного цикла статей.


Время возможностей

Журналистика 3.0 - Ермаков Андрей

Журналистика 3.0 – это про меня и про вас. Каждый может запустить YouTube-канал, создать свой личный блог в Instagram или на своем собственном домене. Из самых ярких примеров сегодня я могу привести Юрия Дудя (примеров, конечно же больше).

К нему можно относиться по-разному, но сам по-себе факт наличия запроса на часовые интервью в 2018 году, которые смотрят как фильмы с динамичным монтажом, говорит сам за себя.

Чтобы сегодня стать интернет-журналистом вам не нужно ехать в Останкино, не нужно выкупать радио-волну или открывать типографию. Самое главное – это идея. При наличии отличной идеи вы можете создать свое собственное независимое СМИ с помощью минимальных средств.

Конечно, все не так просто. Нужно выбрать интересную и актуальную платформу, где находится онлайн аудитория, и проявить должное упорство и терпение. Мне сложно сказать, что Журналистика 3.0 сделает нас счастливыми или безумно богатыми. Но то, что это один из лучших способов провести часть своей жизни продуктивно и интересно – это точно.

Спасибо за прочтение!